Существенное переосмысление наследия

Существенное переосмысление наследияОднако сегодня развитие архитектуры ставит иные акценты, в модерне интересует теперь то, что находится за пределами чисто утилитарной концепции формы, такие сугубо эстетические качества его, как стилизация и гротеск, принцип декоративизма, абсолютное раскрепощение формы и виртуозное владение материалом и фактурой. Привлекает модерн и своей романтической настроенностью, одухотворенностью, скульптурной трехмерной трактовкой форм.

Обращает на себя внимание его попытка переплавить в своей художественной системе традиции национальной культуры, постановка и пути разрешения проблемы синтеза разных искусств. В настоящее время и в проблеме стандарта подчеркивается возможность уникального, оригинального.

Таким образом, в ходе эволюции современных формотворческих концепций мы постепенно «открывали» и «узнавали» модерн сначала на его утилитарном, а сегодня уже и на эстетическом уровне.

Изменилась и сама методика исследования явления. Традиционные методы по принципу «содержание — форма» оказались недостаточными для уяснения действительной его сущности.

Постепенно в советской науке все более осознавалась некая имманентность развития архитектурных форм как собственная внутренняя закономерность. Такое отношение к аспекту формы натолкнуло на необходимость проверить логическую связь формальной системы модерна с предшествующим и последующим развитием.

Так возник формологический аспект изучения модерна.

Вместе с тем в науке наметилась тенденция рассматривать интересующее нас явление как систему различных связей, создающих многослойную его структуру, с диалектическим взаимодействием в ней всех элементов, т. е. на сегодняшний день складывается структурологический метод исследования модерна, позволяющий выявить более глубокие объективные закономерности этого явления.

Для понимания сущности модерна уже много дали фор-мологический «срез», социальный, художественно-образный, мировоззренческий. Работа в этом направлении успешно продолжается.