Стилистические приметы модерна

Стилистические приметы модернаЗаново переосмыслена была и концепция неорусского стиля, художественная сущность которого стала раскрываться также через призму модерна. И это был тот новый подход к прочтению явления, который помог увидеть все его сильные и слабые стороны: «Не разнообразие и причудливость деталей, а эмоциональный строй русской архитектуры стараются воплотить в своих вещах архитекторы. Именно здесь и начинается настоящая стилизация, то есть сознательный отбор тех или иных мотивов и форм, которые наиболее полно отвечают новым эстетическим требованиям, а иногда и их произвольное изменение с целью достичь наиболее сильного впечатления от архитектуры.

Вместо конгломерата древнерусских форм рождается цельный художественный образ, внутренне Связанный с оригиналом, но ни в чем его буквально не повторяющий…

». Итак, стилистические приметы модерна в постройках неорусского стиля стали видеть прежде всего в наличии четкого современного эстетического кредо, согласно которому и воспринимаются исторические формы, т. е. проводится существенная качественная грань между неорусской стилизацией модерна и стилизаторством середины XIX в. В методе модерна также заложены были свои внутренние противоречия. Исследователи отмечают «нарочитое стремление к маскировке видимой утилитарности сооружений, к их некоторой показной «идеалистичности», сказочности вообще…

». По замечанию Е. Борисовой и Т. Каждан, «подчеркнутая нереальность, отвлеченность была своего рода творческим кредо последователей «неорусского стиля»…

Архитекторы не ставили своей за дачей создание наиболее целесообразной формы предметов, а, повинуясь закономерностям стилизации, достигли художественной выразительности в ущерб целесообразности».

Именно в этом они увидели «противоречие с эстетикой рационального направления в модерне, в лучших своих образцах стремившегося выявить в декоративной форме утилитарную сущность предметов…».