Символизм

СимволизмЗа этим следует постимпрессионизм с его интенсификацией образной системы, доведенной в характерных своих проявлениях до стилизации гротеска, что соответствует собственно модерну. Его отличала особая предрасположенность к обобщенному образному восприятию явлений. Но это обобщение особое, склонное к отвлеченности и метафоричности, к богатой ассоциативности, гиперболизации и гротеску.

Концентрированным выражением этой обобщающей образной тенденции стал символизм, затронувший почти все сферы искусства того времени.

Он возник на почве романтизма как антипод натурализму позитивистского этапа, противопоставив внешнему фигуральному «показу» свой «метод внушения», причем ценностей не пластических, а духовных.

Символизм приходит к осознанию красоты через внутреннее, духовное.

Выражение духовности передается им ассоциативно, через метафору, или, чаще, такими отвлеченными средствами, как ритм, линия и цвет. Поэтому метод символизма достигает наивысшей отвлеченности от натуры, и отсюда его наибольшая воплотимость в таких неизобразительных искусствах, как музыка, поэзия, архитектура.

Однако в этих отвлеченных средствах символизма, наряду с духовными ассоциациями, всегда можно уловить и собственно декоративные их качества. Линии, ритмы и цвет начинают восприниматься орнаментально, превращаясь в стилизованный узор.