О пошлости в современной архитектуре

О пошлости в современной архитектуреОзабоченность проблемами современной архитектуры особенно отчетливо прозвучала в докладе С. Серебровского: «Современная архитектура на границе двух эпох, отживающего модерна и грядущего рационализма — совершенно необоснованно возвращается к прежним формам…». Такие же взгляды мы находим потом у Л. Серка и А. Степанова, призывавших обратить внимание на сферу промсооружений, где, по их мнению, рождаются архитектурные формы современности. Несмотря на поворот к прошлому, М. Диканский и другие его единомышленники продолжали говорить об обреченности исторических стилей, служащих выражением народной жизни лишь своей эпохи, о невозможности духовного контакта с ними современности.

Ретроспективизм оказал определенное влияние и на развитие градостроительных идей с тем же характерным преломлением современности в аспекте историзма, т. е. он стал формой возврата к эстетизму былых времен.

Характерно, что вопросы градостроительства в эстетическом аспекте стали предметом обсуждения и на II Всероссийском съезде художников76.

Теперь речь шла о целостном образном решении городов, проблеме ансамблевой застройки, сохранения архитектурных памятников, о красоте фасадов домов. Но в толковании этих проблем проявляется стилизаторская сущность творческого метода модерна.

Ради соблюдения целостности архитектуры теперь готовы были пойти на стилизацию современной застройки под старину.