Изучение рациональной фазы модерна

Изучение рациональной фазы модернаВ них налицо апология духовных ценностей и «бесполезной» красоты. Это роднит сооружения Шехтеля, при всей их видимой урбанистичности, с элегичностью и мечтательностью художников «Мира искусства», В. Э. Борисова-Мусатова, с ретроспективизмом…

». Однако-проблема стыка рациональной ветви модерна с конструктивизмом лишь поставлена современной наукой и пока остается еще неразработанной.

Присущая образному строю модерна-экзальтация, приемы заостренной гротескной стилизации дают основание для сопоставления его с экспрессионизмом. На: эмоциональную близость этих двух явлений обратили внимание современные исследователи модерна, и в частности Г. Стернин: «Своей эмоциональной сутью модерн ближе всего прикоснулся к тем сторонам европейского искусства, которые предвосхищали развитие экспрессионизма, и в алогичности гнутых форм мебели, арматуры, изделий прикладного творчества, лишенных привычной архитектоники, было нечто от той своенравной одержимости, с которой линия деформирует тревожный мир в картинах Ван Гога или Мунка.

Об этом же пишет и Е. Кириченко в связи с разбором некоторых построек Ф. Шехтеля». С. Хан-Магомедов показывает дальнейшее развитие экспрессионистических тенденций в пластике железобетонных сооружений и машинных форм.

По его мнению, это направление «во многом развивало и углубляло художественные поиски модерна.

Однако характерное для модерна любование рисунком линий было как бы перенесено здесь из области графики в сферу пластики.

Это был уже не декор на плоскости стены, а пластика самой стены.

Здесь формы модерна, возникшие в металле, были дополнены формами природы (Тауди) и затем пластическими возможностями бетона (Мендельсон) и динамикой формы машины (СантЭлна)».