Исследователи

ИсследователиВ свете новых концепций модерна иначе стала восприниматься и архитектура предшествующего ему периода-эклектики. Понимание значения этого периода пришло вместе с диалектическим взглядом на процесс развития архитектурных форм, стало очевидным, что суть в самом факте ее появления и развития.

Вместе с тем пришло и осознание того, что эклектика • была закономерным периодом, подготовившим переход к модерну. Таким образом, звенья, казалось бы, взаимоисключающих разностильных периодов теперь смыкались между собой в одну эволюционную день.

Е. Борисова и Е. Кириченко определяют эклектику как время «свободного, выбора форм», подготовившее рождение модерна.

Исследователи обратили внимание на тот факт, что и современники не вкладывали в понятие эклектики сколько-нибудь отрицательного смысла. Напротив, после нормативной эстетики классицизма она воспринималась как выход в долгожданное свободное формотворчество5Э.

Так постепенно вносились существенные коррективы в оценку этого переходного периода.

Познание модерна и предшествовавшего ему периода эклектики дало возможность сопоставить и оттенить их качественную разницу. Это в свою очередь помогло уточнить такие понятия, как «стилизаторство» и «стилизация».

Стилизаторство стали совершенно определенно относить ко времени эклектики с тем оттенком смысла, что при отсутствии собственного эстетического кредо оно неизбежно предполагает копирование старых стилевых форм и их эклектическое соединение. «Стилизаторство,- писала Е. Кириченко,- характерно для эклектики, стилизация — для модерна и шире — для искусства конца 1890 — начала 1900-х годов.

Стилизаторство — это исторически достоверное воспроизведение прошлого на уровне отдельных деталей, как правило декоративных, используемых в соответствии с закономерностями зодчества нового времени. Стилизаторство не исключает, а предполагает эклектику — возможность применения любых форм прошлого, в любых сочетаниях».