Двойственная природа образной системы

Двойственная природа образной системыВ этом отношении, пожалуй, симфонии А. Скрябина в наибольшей мере созвучны волевым драматическим порывам архитектурных образов раннего модерна. Внутренний мир человека раскрывается композитором тоже в столкновении образов мрака и света, однако сквозь мглу трагического видны проблески надежды на избавление и предвкушения радости победы.

В «Божественной поэме» звучит героическое начало, вера в могущество человека.

Слова А. Скрябина: «иду сказать людям, что они сильны и могучи», в такой же мере могут быть отнесены и к некоторым архитектурным образам раннего модерна. Идеи «Мистерий» и «Световой симфонии» А. Скрябина отразили все ту же мечту р высоком синтезе искусств, преобразующем мир. В тревожной волнительности музыкальных образов «Поэмы экстаза» можно уловить и предчувствие мирового пожара2.

Созвучна своим симфонизмом мироощущению раннего романтического модерна и музыка немецкого композитора Р. Вагнера. Ранний модерн в архитектуре близок по настроению и к образному строю полотен М. Врубеля, его искусству, где великое и индивидуалистичное суть только разные стороны трагической борьбы неуемного бунтующего духа.

На образном строе некоторых характерных произведений модерна лежит отпечаток элегичности и внутренней духовной рефлексии, свойственных символизму и декадентскому искусству: в зыбкой неуловимой изменчивости форм и пространства, в мотивах декорации.

В состоянии грезы, мечты есть много общего с образным строем полотен В. Борисова-Мусатова («Призраки», «Водоем», «Отблеск заката» и др.). Применительно к раннему модерну можно» говорить о «живописном цвете», соответствующем мироощущению романтизма, с переливом тонов, размывающих границы-системы, изменчивой, несущей в себе рефлексию тонкой духовной жизни романтической личности. Таким образом, цвет в раннем модерне, полный скрытого смысла и загадочных ощущений, в такой же мере ассоциативен и духовен, как вся его художественная система.