Центростремительное тяготение

Центростремительное тяготениеОсобняк Рябушинского на Малой Никитской в Москве 14 Среди построек раннего модерна типичен особняк Рябушинского (1902-1906), архитектор Ф. Шехтель. Несмотря на простые, «окубленные» формы, четкий геометризм плоскостей и ясность общей композиции в выражении масс, во внешнем облике здания ощущается сильное, почти гротескное напряжение. Акцентирована брутальная материальность стен, причем они слегка наклонены, наклон заметен и в пристройке уличного крыльца.

Пластичная тягучая вязкость стен читается и в искривлениях дугообразных проемов и в оконных переплетах. Некоторую огруб-ленность массиву стены придает железобетонный балкон с оплывшими текучими формами.

Переплеты оконных рам и решеток своими причудливыми изогнутыми очертаниями иллюстрируют силовые линии, потоки внутренней энергии, заключенной в массах. Неспокойность всей системы ощущается в перепаде ритмов окон и этажей, в смене их масштаба и конфигурации.

В особняке применено до десяти вариантов различных окон. В выражении трехмерности композиции, ее нарочитом заострении улавливаются почти скульптурные качества постройки.

Через зияющие отверстия проемов, крыльца и выступы масса стремится распространиться во внешнее пространство, но тут же втягивается уступами внутрь, отчего образуется ступенчатая многоплановая композиция фасадов. Центростремительное тяготение всей системы особенно ощущается со стороны двора, где от затягивания внутрь массы образовался сильно западающий угол.

Часть оторвавшейся массы волнообразно бежит по парапету решетки, но снова возвращается обратно внутрь системы. Вязкая масса стен тяжело и неуверенно растет вверх, движению ее препятствует горизонталь сильно вынесенного карниза.

Неуверенность движения ощущается и в уличном крыльце, как бы расплывшемся под тяжестью собственной массы. Тяжелая оплывшая масса садового крыльца, остановленная карнизом, изогнула арочный проем.

Подъем масс более решителен в зоне лестничной клетки, но и здесь он глохнет под глубоким карнизом.

В результате и по вертикали образовалась ступенчатая, с перепадом уровней композиция особняка.

Comments are closed.

Декоративная живопись
Памятники архитектуры