А. Бернардацци

А. БернардацциПосле 1905 г., в обстановке начавшейся критики модерна и его быстрой «девальвации» в осознании современников усиливается интерес к ретроспективным стилям. Пассеистические настроения особенно культивируются журналами «Мир искусства», «Аполлон», «Золотое руно», «Столица и усадьба», «Старые годы». Вспышка ретроспективизма истолковывается как реакция на модерн, на его художественную несостоятельность, и отсюда противопоставление его историческим стилям, ориентация на которые характеризуется теперь как «ренессанс» в нашей архитектуре.

«В явлении ренессанса чувствуется глубокая необходимая основа: здесь как бы вечная борьба между безличием неизбежного эклектизма и потребностью в стиле, в строго определенной форме» 54. Для многих художников и архитекторов той поры было характерно стремление выявить в современном стиле «магию национальной красоты».

Ссылаясь на примеры Швеции, Норвегии, Финляндии, Польши и Украины, русская пресса давала понять «что и в России пора заняться национальными мотивами», «возрождением своего национального стиля, но духу и содержанию соответствующего индивидуальности народа». В глазах многих этот стиль кажется проявлением «истинной художественности…

Финляндские зодчие учат нас, что недостаточно строить в том или ином стиле, они решают наши теоретические споры на практике, что можно творить в духе и согласно потребностям времени, создавая в то же время произведения, заслуживающие название классических».

В. Карпович, говоря о так называемом «карпатском стиле», замечает, что «новые формы, новые мотивы не создаются одной фантазией художника, для фантазии необходимы реальные элементы, на основе которых можно будет создать новые мотивы. Таким первоисточником новейшего направления являются народные мотивы глухой деревни, куда еще не проникла нивелирующая цивилизация…

»55. Так рождались идеи синтеза современных поисков с народной архитектурой.